Тонганский язык ? Это
легко ! (Часть II)
Но это еще не всё ! Я написал серию практических заданий
для тех, кто заинтересован
выучить больше.
Настало время для практики. Сейчас у вас должно быть
достаточно знаний – или чувства – в
тонганском (если нет – не переживайте, помощь придет. Я
придумал упражнения для вас.)
чтобы о чем-то поговорить по-тонгански. Попробуйте
написать несколько предложений по-
тонгански. Имейте в виду, что автор написал Введение в
тонганский язык за 10 минут прежде
всего для туристов, которые хотят посетить Тонга. Однако
для тех, кто хотел бы выучить
больше – я постарался и для ваших нужд. Ниже приведены
задания, подсказки и мои
собственные заметки, для того чтобы превратить изучение
тонганского в увлекательное
занятие. Поэтому приготовьтесь и начинайте. Получайте
удовольствие и будьте моими
гостями !
ПОДСКАЗКИ И ЗАМЕТКИ ЛЕКТОРА
СЛОВАРЬ
Sione Джон
Mele Мэри
Ma'u pe всегда
Tatai taha or Hahamolofia часто
Taimi pe 'e ni'ihi иногда
Fetaulaki, fakataha встречать(ся)
Saiange лучше
Kovi плохой
Sai, faka'ofo'ofa хороший, красивый, симпатичный
Na'e (Na'e 'alu 'a Sione ki 'api) маркер прошедшего времени
(Джон ушел домой)
Puke,mamahaki больной
Tohi nima писать
Mavahe покидать, уходить
U/ou/au я, мне, меня
'E маркер
будущего времени
Te ne он/она будет
Te na они будут (о двух лицах)
Te nau они будут (о более чем двух лицах)
Na'e был (он был / она была)
Na'u был (я был)
Na'a nau были (они были)
'Alu идти,
уходить
Ha'u приходить
Ako учить,
изучать
Tokanga осторожный, тщательный, старательный
Ta'e tokanga неосторожный, небрежный
Oli, ifo,fakalata удовольствие
Hiva петь
Tangata/Fefine Hiva певец / певица
Na'e pehe или fakakaukau думал
Tohi Laukonga книга
Laukonga или Lau читать
Vave быстрый
Tuai медленный
Pangike банк
Toho снимать (деньги), toho также тащить, тянуть
ПРИМЕРЫ – Времена
глагола
Прошедшее время
Na'e lau 'e Sione 'a e tohi
Джон (про)читал книгу
Будущее время
'E 'alu 'a Paula ki he ako 'a pongipongi
Пол пойдет в школу завтра
Настоящее время
'Oku lolotonga lau 'e Sione
'a e tohi
Джон читает книгу
(D)
'Oku tatai taha pe ha
tau'olunga 'a Mele ka ko 'ene fiefia pe, tene tau'olunga malie 'aupito he koe
me'a
oku ne fai ma'u pe
Мэри иногда (едва) танцует, но если она довольна, то она
будет танцевать очень хорошо, что она
всегда и делает.
(E)
'Oku sai ke 'alu ke toutou
'alu 'a Mele kena fe'iloaki mo Paula he 'oku tokoni ia ki he ako 'a Mele
Для Мэри хорошо часто встречаться с Полом, потому что это
помогает Мэри учиться.
(F).
Отрицательные вопросы.
Na'e ne 'iai?
(Разве) он не здесь?
Na'a nau loto kotoa kiai?
(Разве) они все не согласились с этим ?
(G).Использование
чисел и денежных единиц.
'E 'alu 'a Mele ki he pangike
'o toho mai e pa'ange 'e nima valu ke fai 'aki e fakatau.
Мэри пойдет в банк, чтобы снять пятьдесят восемь долларов,
чтобы с ними идти за покупками.
Тонганский язык называется языком VSO в лингвистике, это значит, что глагол обычно
употребляется ПЕРЕД субъектом и
объектом. Это очень интересно. Большинство европейских
языков - SVO, и всегда довольно трудно понять разницу между языками SVO и VSO. Как вы
узнаете ниже, даже времена глагола
очень сложны. Лучше давать примеры, чем пытаться все
объяснить. Я сам иногда теряюсь.
Настоящее время: Taimi Lolotonga
'Oku - 'Oku mohe 'a
Sione. Джон спит.
'Oku - 'Oku ou mohe au. Я
сплю.
'Oku - 'Oku ke mohe koe. Ты
спишь.
'Oku - 'Oku ne mohe ia.
Он/ она спит.
'Oku - 'Oku na mohe kina
ua Они (двое) спят.
'Oku - 'Oku nau mohe kinau
tolu Они (много) спят.
Будущее время: Taimi Kaha'u
'E - 'E hiva 'a Sione. Джон
споет.
Te - Te u hiva au.
Я спою.
Te - Te ke hiva koe.
Ты споешь.
Te - Te ne hiva ia.
Он / она споет.
Te - Te na hiva ki
na ua Они (двое) споют.
Te - Te nau hiva ki
nau tolu Они (много) споют.
Прошедшее время: Taimi Kuo 'Osi
Na'e - Na'e lea 'a
Paula he fakataha. Пол
говорил на собрании.
Na'a - Na'a ku lea he
fakataha. Я говорил на собрании.
Na'a - Na'a ke lea he
fakataha. Ты говорил на собрании.
Na'a - Na'a ne lea he
fakataha. Он / она говорил(а) на собрании.
Na'a - Na'a na
lea he fakataha Они (двое) говорили на собрании.
Na'a - Na'a nau lea
he fakataha Они
(много) говорили на собрании.
NB: Ne может употребляться вместо Na'e и Na'a в этих
предложениях.
Например:
Ne - Ne lea 'a
Paula he fakataha. Пол
говорил на собрании.
Ne - Ne u lea he
fakataha. Я говорил на собрании.
Ne - Ne ke lea he
fakataha. Ты говорил на собрании.
Ne - Ne ne lea he
fakataha. Он / она говорил(а) на собрании.
Ne - Ne na lea he
fakataha Они
(двое) говорили на собрании.
Ne - Ne nau lea he
fakataha Они
(много) говорили на собрании.
Перфект: Taimi
Haohaoa
Kuo - Kuo hopo e
la'aa. Солнце встало.
Kuo - Kuo 'alu a
Sione ki kolo. Джон уехал в город.
Kuo - Kuo ke 'alu ki
mu'a 'ia au. Ты ушел передо
мной.
Kuo - Kuo ne 'alu ki
kolo. Он / она уехал(а) в город.
Kuo - Kuo na 'alu
ki kolo Они (двое) уехали в город.
Kuo - Kuo nau 'alu ki
kolo Они (много)
уехали в город.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ЗАДАНИЕ 1
Напишите предложения по-тонгански, используя слова,
приведенные в таблице ниже.
Вы должны постараться написать как можно больше. Для разных
уровней владения языком автор
дает вам выбор сложности предложений, которые вы будете
должны написать. Например, если вы
чувствуете, что вы начинающий, тогда пишите короткие простые
предложения. Если вы
продолжающий, то пишите немного больше, а если вы чувствуете
себя продвинутым, то пишите
сложные предложения, только не слишком сложные для меня,
о’кей ?
Примеры: используя слово 'ALU (идти)
Начинающий:
Te u 'alu ki he ako
Я пойду в школу.
Продолжающий:
Te u 'alu ki he ako 'o ako.
Note the use of ako as a noun and also as a verb
Я пойду в школу, чтобы учиться.
Продвинутый:
Te 'alu ki he ako 'o ako
malohi keu ma'u ha maaka lelei 'i he 'eku ngaahi lesoni
Я пойду в школу и буду прилежно учиться, чтобы получать
хорошие отметки по всем моим
предметам.
Ha'u приходить
Sio смотреть
/ видеть
Lea говорить
/ сказать
Kumi искать / найти
Fakatau купить
Tala говорить
Ako учить,
изучать
'Api дом
Feitu'u место
'Omai получить, принести
'Ave,'oatu, foaki да(ва)ть
'Oku ou;au (я) есть
Taimi время
Kai есть,
кушать
Inu пить
Fakama'opo'opo прибираться, наводить порядок
ЗАДАНИЕ 2
Местоимения могут идти перед глаголом, напр. 'Oku *ou* ilo'i na'ake nofo 'ihe api pehe.
Переведите следующие предложения:
УПРАЖНЕНИЕ A.
(1) Для Мэри встретить Кэрол было бы забавно.
(2) Было бы забавно для Мэри встретить Джона.
(3) Для Мэри не встретить Джона было бы лучше.
(4) Было бы лучше для Мэри не встретить Джона.
(5) Для Мэри часто встречать Джона было бы хорошо.
(6) Было бы хорошо для Мэри часто встречать Джона.
(7) Было бы лучше для Джона не уходить.
(8) Было бы лучше для Джона уйти.
УПРАЖНЕНИЕ B.
Превратите следующие предложения в отрицательные.
(9) Na'e puke ia pe 'ikai
(10) Na'a ne puke
УПРАЖНЕНИЕ C.
Как бы вы сказали 'она не была больна' для (9) и (10)?
УПРАЖНЕНИЕ D.
Как бы вы сказали?
(11) Он всегда пишет старательно.
(12) Она часто танцует хорошо.
(13) Они иногда поют плохо.
(14) Я тоже хороший певец.
УПРАЖНЕНИЕ E.
Как бы вы сказали по-тонгански:
(15) Мэри сказала, что Джон пойдет в школу, и он пошел.
(16) Питер думал, что Мэри встретит Джона, и она встретила.
(17) Мэри читает хорошую книгу, и Питер тоже прочитал.
(18) Питер убежал быстро, а Мэри (убежала) медленно.
УПРАЖНЕНИЕ F.
Скажите по-тонгански:
(19) Мэри, подойди сюда сейчас (же).
(20) Питер, иди (вот) туда.
(21) Он милый мальчик.
(22) Иногда она мила, но часто она плохая.
(23) Сегодня очень хороший день для прогулки (для того чтобы
гулять).
(24) Завтра может быть также хороший день.
(25) Вчера был очень плохой день, весь день шел дождь.
ЗАДАНИЕ 3
Переведите следующие предложения:
УПРАЖНЕНИЕ A.
(1) 'Oku ou sai 'ia he ako 'a
e lea faka-Tonga.
(2) Teu lava lelei pe 'o lau
'a e tohi.
(3) Sione, kataki 'o lea kia
Mele.
(4) Mo omi ki heni 'a
pongipongi ke tau kai me'akai.
(5) Ko e lea faka-Tonga 'oku
faingofua pe.
(6) Teu 'alu ki Tonga he 'aho
Sapate.
(7) 'Omai mu'a ha'aku pa'anga
'e nima.
(8) Ko Taufa'ahau Tupou IV 'a
e Tu'i 'o Tonga.
УПРАЖНЕНИЕ B.
Koe ngaahi fehu'i? Как бы вы
перевели следующие вопросы?
(9) Koe tamasi'i eni 'a Sione
pe 'ikai?
(10) Teke ha'u 'o kai?
(11) Tuku e talanoa kae
fanongo mai?
(12) Teke 'alu koe ki fe?
(13) Teke ha'u pe 'ikai?
(14) Temou o 'o ako pe temou
nofo pe heni?
(15) Te nau kai e me'akai ko
eni pe 'ikai?
ЗАДАНИЕ 4
Выполните следующие упражнения на счет:
УПРАЖНЕНИЕ A.
Пример: Это сто
пятьдесят долларов - Koe
pa'anga 'e teau nima noa или (teau
nimangofulu).
(1) (Здесь) три тысячи книг.
(2) (Это) двести сорок один километр отсюда до дома.
(3) Они дали мне только тридцать один доллар.
(4) Вот сто тысяч восемьдесят два доллара для тебя.
(5) Я заплачу пять центов за это.
(6) Дай мне двадцать одну ложку.
(7) (Здесь) шестьдесят четыре вилки и только тридцать ножей.
(8) Здесь восемьдесят семь учителей.
(9) Здесь одна тысяча шестьдесят два доллара.
(10) В Тонга сто семьдесят островов. или (Здесь) есть
сто семьдесят островов в Тонга).
Подсказки:
ложка = sepuni,
нож = hele, остров = motu, учитель = faiako, километр =
kilomita, вилка = huhu, цент
= seniti
NB:
приведены формы единственного числа, для образования множественного числа перед
существительным добавляйте ngaahi.
Tongan Language Made Easy by
Loseli Mauki’e Hafoka
http://loseli.tripod.com/lingo.html